В якудза, японских преступных группировках, состоит около 79 тысяч
человек. Очень сложно понять, почему японское общество относится к ним
терпимо и попросту не запретит их.

Частично причина
заключается в том, что многие годы якудза в некоторой степени соблюдали
В якудза, японских преступных группировках, состоит около 79 тысяч
человек. Очень сложно понять, почему японское общество относится к ним
терпимо и попросту не запретит их.

Частично причина
заключается в том, что многие годы якудза в некоторой степени соблюдали
свод внутренних правил, что позволило им создать впечатление
эффективного средства сдерживания уличной преступности: краж, насилия,
грабежей.

У каждой группировки свой моральный кодекс, обычно
вывешенный в офисах организации. Правила нацелены на предотвращение
участия якудза в обычной уличной преступности, например, грабежах или
карманных кражах. Некоторые группировки действительно придерживаются
этих правил.

По решению оябуна (oyabun, «шеф»), лидера группировки, нарушителей быстро изгоняют. Кодекс запрещает:
1. Употребление и распространение наркотиков;
2. Воровство;
3. Грабежи;
4. Непристойное поведение (猥褻) и все, что считается зазорным в
соответствии с «нинкёдо» («ninkyodo», 仁侠道) или благородным/гуманным
образом действий.

Остальные пункты касаются отношений внутри
якудза. Довольно недавним дополнением к кодексу стало правило «вступать
в контакт с властями только в случае необходимости». В старые времена
для полицейского было обычным делом заскочить в офис якудзы и выпить
чаю за разговорами. Надо заметить, что вымогательство и шантаж прямо не
запрещены. Один из лидеров якудза объяснил это так: «Если вас
шантажирует якудза, вы, очевидно, сделали что-то плохое и заслуживаете
этого. Мы восстанавливаем социальную справедливость и штрафуем людей за
их проступки. Что в этом плохого?».

Я говорил с одним якудза,
который доказывал, что «сокайя» («sokaiya», шантажисты) в
действительности работают как «четвертая власть» в Японии. Разыскивая
компрометирующую информацию на крупные корпорации и угрожая
обнародовать ее, они иногда вынуждают компании исправлять допущенные
ошибки и становиться социально ответственными. Разумеется, основной
целью сокайя было не общественное благополучие, а собственная выгода,
но мне хотелось бы рассмотреть разные точки зрения.

Как никогда
сильное преследование якудза со стороны полиции связано с тем, что
сейчас едва ли есть даже внешняя видимость исполнения старых кодексов.
Как недавно красноречиво выразился один из лидеров якудза, «когда
якудза грабит людей, связывается с наркотиками, нападает на жителей,
членов их семей и детей – это больше не якудза, это просто мафия. Мы
продержались так долго, потому что полиция позволяла нам это и мы в
некоторой степени сотрудничали. Но эти дни прошли. И внутри, и снаружи
среди нас вытесняют банды головорезов, которые даже не притворяются,
что следуют кодексам. Я не уверен, что это сделает Японию лучше»